Обзор фильма: «Любовь и честь»

Честь воина

Ёдзи Ямада — личность без преувеличения культовая и даже мифическая. Режиссер, чей творческий путь начался в далеком 1961 году (свой первый сценарий Ямада написал в 1958). Постановщик семидесяти двух фильмов и автор сто одного сценария, Ямада не собирается останавливаться на достигнутом, несмотря на свой преклонный возраст. Ведь к восьмидесяти годам (пятьдесят из которых Ямада посвятил кинематографу) его талант, наконец, признали за пределами Японии.

Для граждан Страны Восходящего Солнца он — неисправимый и вечный романтик, создатель персонажа-долгожителя Тора-сана (сериал про приключения этого незадачливого коммивояжера и ловеласа ‘Otoko wa tsurai yo’ («Тяжело быть мужчиной») начался в 1969 году и насчитывает более 48 фильмов). Для жителей США и Европы — Ямада едва ли не самый обласканный критиками современный режиссер самурайских фильмов. И это притом, что в обширной фильмографии этого неординарного режиссера — всего три ленты, прозванные «самурайской трилогией» Ёдзи Ямада, посвящены феодальной Японии. Несмотря на то, что части трилогии не связаны сюжетом, в «Сумрачном самурае», «Скрытом клинке» и заключительном фильме — «Любовь и честь» — прослеживается общая идея и принцип развития сюжета, реализованные в сходной манере и эстетике видеоряда. Это не в последнюю очередь обусловлено тем, что все три фильма — экранизации исторических романов из цикла «Бамбуковый меч и другие истории о самураях», который создал известный японский прозаик Сюхэй Фудзисава.

Любовь и Честь, Bushi no Ichibun

Картины повествуют о незначительных самураях с небольшим доходом, которые занимаются рутинной, маловажной работой и выделяются среди такого же позднефеодального «офисного планктона» только умением хорошо владеть оружием. В отличие от обычных для эпохи Эдо самураев-чиновников — герои трилогии не пренебрегают боевыми искусствами, что, впрочем, не помогает им в продвижении по службе. Ведь век бесстрашных воинов прошел, и состоятельному самураю на закате эпохи изолированного феодализма чернильница подходит больше, чем меч…

Герой «Любви и чести» — молодой самурай Синнодзё Мимура — не более чем еще один винтик отжившей свое рудиментарной машины под названием «бакуфу». Доход в 30 коку, который ему обеспечивает должность слуги-дегустатора, позволяет Мимуре содержать небольшой опрятный домик, молодую жену и старика-слугу. В отличие от Сеибэя Игути («Сумрачный самурай») и Мунэзо Катагири («Скрытый меч») — Мимура отнюдь не удовлетворен доставшейся ему должностью и своим образом жизни, считая службу бессмысленной и глупой.

Юноша готовится изменить свою судьбу и покинуть ненавистную систему, которая лишает людей малейших признаков индивидуальности. Но нелепый несчастный случай в одночасье превращает его из кормильца и полного жизни энергичного молодого человека в беспомощного калеку, обузу для своей семьи.

Любовь и Честь, Bushi no Ichibun

Как и два предыдущих фильма, «Любовь и честь» развивается по уже известной схеме, кульминацией которой становится финальный поединок. Но если в «Сумрачном самурае» и «Скрытом мече» поединок был навязан законами безжалостной системы, то в «Любви и чести» выбор Мимуры (калеки из низов сословия самураев) принять неравный бой, обусловлен именно его убеждениями и личной честью, а не приказом начальства.

Что касается визуального ряда и сюжета картины — то это все то же, знакомое по «Сумрачному самураю» и «Скрытому мечу» удачное совмещение мелодрамы и японской «исторической драмы» (Jidaigeki), прославленной великим Акирой Куросава. Однако, в отличие от «Семи самураев» и других фильмов мастера черно-белого кино, самураи Ямада практически лишены пафоса и эпичности. И это неудивительно, ведь события «Любви и чести» далеки от противостояния Тайра и Минамото, или битвы при Сэкигахаре. Место пафоса и красочных боев в фильме занимают проработанные до мелочей интерьеры, детали повседневного быта и милые сценки из мирной жизни героев, которые сопровождаются неторопливой музыкой на традиционных японских инструментах.

 «Любовь и честь» — на мой взгляд, лучший фильм в самурайской трилогии Ямада. Он удачно сочетает в себе чувственность и трагичность «Сумрачного самурая» с юмором и энергичностью «Скрытого клинка». Грустная осенняя история, в которой всегда есть место для надежды и шутки, не оставит равнодушным даже самых черствых зрителей, а традиционное внимание к декорациям и деталям приведет в восторг любого япониста. Единственный недостаток фильма, он не привносит существенных новшеств в трилогию, и является своеобразной «работой над ошибками» после двух предыдущих картин.

Любовь и Честь, Bushi no Ichibun

Детально воссозданная на экране картина жизни самураев конца 19 века. Красочные декорации, костюмы и правдоподобная актерская игра понравятся всем любителям исторического кино.  В основе сюжета — универсальный для всех стран и народов мелодраматический сюжет.

Те, кто от самурайского кино ждут, прежде всего, поединков и сражений будут разочарованы, динамичных сцен и тем более драк в фильме очень мало. Даже меньше, чем в двух предыдущих фильмах «самурайской трилогии».

Синопсис:

«Любовь и Честь» — заключительный фильм «самурайской трилогии» японского режиссера Ёдзи Ямада. Молодой самурай Синнодзё Мимура в результате несчастного случая теряет зрение и становится обузой для молодой красавицы-жены.

В оригинале фильм носит название «Честь воина» (‘Bushi no Ichibun’).

Рецензия была впервые опубликована в журнале animemagazine.ru (01.04.2009)