wild-things-carol

Там, где живут чудовища (2009)

Minor spoilers!

На днях посмотрел фильм «Там, где живут чудовища» (в оригинале, ‘Where the wild things are’, WTWTA). В 2009 году этот фильм наделал немало шуму в прессе США и заслужил противоречивые отзывы критиков и зрителей, но у нас он практически неизвестен. На то есть вполне понятные причины — фильм снят по популярной в Штатах одноименной детской книге культового писателя и художник-иллюстратора Мориса Сендака. На русский язык его книги (в том числе WTWTA) официально никогда не переводились, детские книги обычно плохо приживаются вне страны происхождения.

А вот в США книга WTWTA такая же узнаваемая и любимая, как для нас «Доктор Айболит» или «Мойдодыр». Выросло уже несколько поколений людей, на которых она в детстве оказала существенное влияние. В книге всего 10 предложений, но очень запоминающихся и хлестких, особенно в сочетании с шикарными иллюстрациями. Детские психологи посвятили творчеству Сендака немало исследований, отмечая способность художника понимать и использовать детские желания, страхи и фобии.

Естественно, мимо зрителя из других стран вся описанная выше предыстория и эмоциональная заряженность фильма проходит мимо, остается только визуальная часть и диалоги. Собственно, мне кажется, что только за пределами США фильм WTWTA зрители могут воспринимать как самостоятельное произведение.

Как и в случае с книгой (которую я на момент просмотра не читал и картинок не видел) — содержание экранизации можно уместить в несколько предложений:

Маленький мальчик живет с мамой и сестрой в неполной семье без отца. Он страдает от обычных детских проблем: непонимания старших, недостатка внимания, детской агрессии, немотивированных вспышек гнева и нерастраченной энергии. Чтобы сублимировать накопленные эмоции, мальчик придумывает себе воображаемый мир — остров, населенный сказочными существами, «дикими тварями». Там он становится королем и некоторое время правит тварями, пытаясь разрешить чужие и собственные внутренние конфликты и проблемы.

Что можно сказать о фильме как таковом?

Он предельно тоскливый и депрессивный. При просмотре сложилось стойкое впечатление, что сценарий писал Ослик Иа-Иа, причем без хвоста и в припадке чернейшей меланхолии. Тоска и душевные муки проявляются во всем, начиная от бурого, лишенного красок визуального ряда и заканчивая мрачными диалогами.

Там, где живут чудовища, монстры.
Главное достоинство фильма — правдоподобное и скрупулезное воплощение рисунков Мориса Сендака.

Чудища сделаны отлично, безусловно, они «тянут» весь фильм. Кого-то посетила светлая мысль использовать одновременно актеров в костюмах, аниматронику и компьютерную графику. В итоге сказочные существа выглядят правдоподобно, чувствуется тяжесть и объем, взаимодействие с декорациями и другие мелкие нюансы, которые c помощью CG-эффектов не передать. Будь на месте шикарных костюмов дурацкие 3D-модели а-ля Pixar — фильм вообще можно было бы не смотреть.

Сюжет книги соблюден только в общем виде. Так «дикие твари» в экранизации оказываются персонификацией разнообразных фобий и маний, чисто воплощением смертных грехов от обжорства до тщеславия. Причем в их американской трактовке, поэтому дополнительную трудность для отечественного зрителя представляют диалоги: говорят чудища о взрослых вещах, но детским языком — есть версия, что переводить такое нереально. Для интереса полистал несколько существующих субтитров, везде авторы страдают жестким «этотизмом» («сделала это», «хотела бы это», «убеждала не делать этого», «про это»).

Как можно понять из высказанного — фильм совершенно, абсолютно и категорически не для детей. Скорее, это взрослое прочтение детской книги и попытка поиграть с эмоциями зрителя (представьте себе Айболита депрессивным алкоголиком, который ненавидит зверушек). Малышам фильм смотреть не стоит, они испугаются по-настоящему страшных чудищ. Подростки от фильма сразу же заскучают, действия в картине мало, все конфликты и развитие характеров прописаны в диалогах. Есть только короткая сцена потешного боя, где чудища перекидываются комьями грязи, но поставлена она тоже своеобразна.

Если душа просит депрессивного сеанса психоанализа в необычной обстановке — безусловно, посмотреть стоит. Сам Морис Сендак от фильма был в восторге. Впрочем, он не только детский писатель, но и человек со сложной судьбой, который всю жизнь был вынужден скрывать нетрадиционную ориентацию от родителей. Поэтому неудивительно, что воображаемый, одновременно болезненный и вывернутый мир «Диких тварей» ему оказался крайне близок.

Большинству же зрителей после просмотра запомнится лишь эта душераздирающая сцена:

Там, где живут чудовища

Выводы:


Плюсы произведения
 
Отличные костюмы чудовищ, дополненные прекрасной лицевой анимацией. «Дикие твари» получились живыми, объемными и запоминающимися. Характер каждого персонажа прекрасно передан как через диалоги, так и через язык жестов, манеру поведения и мимику. Авторы очень трепетно подошли к иллюстрациям Мориса Сендака, автор первоисточника был в восторге.
 
Недостатки произведенияЖуткая, непроходимая депрессивность и мрачность фильма. Отсутствие светлых или хотя бы нейтральных по настроению сцен. Весь фильм можно описать фразой учителя астрономии: «Солнце потухнет и весь мир погрузиться в тьму, но люди, пожалуй, еще раньше себя угробят». Из-за такого сценария не совсем понятно на кого фильм вообще рассчитан: для взрослых в нем слишком мало внятных диалогов, для детей — слишком много философии.

Моя оценка:

3 из 5

Синопсис:

«Там, где живут чудовища» (‘Where the wild things are’) — экранизация одноименно детской книги культового американского художника Мориса Сендака. Режиссер Спайк Джонс решил по-своему трактовать первоисточник и превратил короткую детскую сказку в сеанс глубокого, изнурительного психоанализа. Фильм получил самые противоречивые отзывы и заслужил скандальную славу из-за обилия напуганных и травмированных маленьких зрителей, которые просто пришли в кино просто посмотреть на смешных монстриков.

  • Галия

    Вот что толкает нас, не знакомых с книжкой, смотреть этот фильм? Я ведь тоже посмотрела однажды, и была под впечатлением, второй раз смотреть не буду, но скажу, что этот фильм на особом счету у меня. Действительно, сеанс психоанализа, мрачный, тоскливый, тревожный, иногда откровенно страшный, но и надежда тоже есть. В конце концов, так мало людей находят остров, на котором живут их чудовища, и становятся на нем королями. Иногда человек до самой смерти не предпринимает никаких попыток пройти это испытание, мальчик -смелый, отважный юноша, который справился с этим, справится и со всем остальным, я так верю

    • Я просто решил посмотреть все фильмы в жанре фэнтези, которые по каким-то причинам пропустил. Там в списке есть еще более странные образцы.