Fanexpo Odessa 2017

Про фестиваль Fan Expo Odessa

Только что вернулся из Одессы, где посетил тематический конвент Fan Expo.
Решил по старой, доброй традиции составить рассказ о своих впечатлениях.

Надо сказать, что за становлением разнообразных «фестивалей современной культуры» (сейчас их стало модно называть «гик» или «нерд» фестами) я наблюдаю достаточно давно. С 2006 года. Наиболее активно я их посещал как раз в тот момент, когда шел своеобразный перелом сознания в фэндоме и переход от студенческих утренников в стиле КВН к серьезным, массовым мероприятиям с профессиональной организацией. В перелом этот многие, в том числе и я, откровенно не верили.

Так уж повелось, что в СНГ у большинства массовых мероприятий стоят аниме-фестивали. Возникли они скорее как повод для того, чтобы в одном месте, в одно время собрались люди, которые во времена медленного интернета обменивались видеокассетами, дисками и «винтами» при личной встрече (удобной курьерской доставки тогда, кстати, тоже не было). Поначалу снимали квартиры или ходили на природу, потом, когда людей стало слишком много — начали снимать ДК. Сценическая программа была построена на местных мемах, косплей был скорее данью уважения персонажам и приятным воспоминаниям, нежели серьезной попыткой сделать костюм. Все это было очень наивно и душевно, сопровождалось обязательным просмотром пиратских версий аниме с пиратским же переводом, ритуальной записью чужой коллекции к себе на носители, сплетнями, подростковой романтикой и распитием алкоголя.

Аниме-фестивали Украины, 2007, 2017
Аниме-фестивали Украины: 2007 год и 2017 год. Иногда мы забываем, какой длинный путь прошли.

Со временем масштаб мероприятий рос, аниме, видеоигры и другой желанный цифровой контент становился доступнее. Появились первые серьезные фестивали, где организаторы ставили себе целью воссоздать западные коммерческие конвенты. Задача, казалось бы, совершенно неподъемная, ведь американские и европейские фестивали невозможны без спонсоров. Но нет таких крепостей, которые бы…

Одновременно с невероятными усилиями организаторов, вытягивающих растущие фестивали, в фэндоме наметился идеологический раскол между сторонниками увеличения масштаба за счет расширения круга тем (видеоигры, фильмы, комиксы, популярная наука и т.д.) и пуристами, которые выступали за аниме-фесты для анимешников, страдали от недостатка теплого лампового скрежета модема, просмотров аниме с видеокассет и того факта, что им уже не пятнадцать лет. Это противостояние породило массу нелепых в своей несерьезной агрессивности споров и конфликтов, наблюдать за которыми было одно удовольствием (в этом вообще суть любого фэндома). Но закончилось все предсказуемым образом: мероприятия раскололись на крупные фестивали, стремящиеся к заоблачному стандарту оригинального американского Comic-Con, и ретро-фесты в замшелых ДК, где все желающие могут слиться в душевной магме анимешной интоксикации.

Одесское Fan Expo — из первой категории.

Главным плюсом фестиваля, конечно же, является его местоположение. Одесса по праву считается одним из красивейших городов Украины. Поэтому для многих поездка на фестиваль сопровождается естественным желанием повидать достопримечательности культурно-исторического центра. «Экспо» использует этот плюс на полную катушку, потому что проводится в самом центре, в красивейшем здании Морвокзала из которого открывается прекрасный вид. Казалось бы, совсем недавно фэндомные фестивали проводились в разнообразных ДК «Красный Тракторист» на городских выселках, а тут — самый центр курортного города, дорога к которому и спуск по знаменитой Потемкинской лестнице уже заслуживает потраченного выходного.

FanExpo Одесса, Морвокзал
Морвкозал по праву считается одной из лучших точек Одессы.

Вообще география для таких мероприятий это первое дело. Потому что центр города — это еще и безопасность. Любой, кто наблюдал общение косплееров с аборигенами спальных районов соврать на эту тему не даст.

К сожалению, внутри снятый для проведения феста зал оказался куда теснее, чем выглядит снаружи. Что сразу же стало заметно, когда огромная очередь постепенно, очень, очень сильно постепенно стала проваливаться в пучины здания. Учитывая августовскую жару — стоящим в конце очереди несчастным можно было только посочувствовать. В первый день я прошел по специальному секретному входу для VIP-участников, но во второй решил проявить пролетарскую солидарность и пристроился в очередь. Как оказалось, ничего критичного. Многим такое даже нравится.

Попав внутрь, немедленно приступил к изучению представленных увеселений.

В силу различных обстоятельств, на мероприятиях типа «Экспо» в нашей стране я еще не бывал. Поэтому сравнивать одесское «Экспо» с киевскими аналогами не в состоянии. Как это часто бывает, приходится сравнивать с тем, что видел на ютубе «из-за бугра». В этом плане фестиваль производит двойственное впечатление.

С одной стороны — такой масштаб и уровень организации еще недавно казался запредельным. Конечно, фестиваль «Акихабара» в Днепро(петровске) еще в 2011 году собирал вполне себе огромную толпу. Однако там она в основном сидела в общем актовом зале, вытекая тонкими струйками в холл и произрастающие вокруг ДК богатые, развесистые кусты. Здесь же все собраны в одном помещении и постоянно вращаются по нему как в водовороте. Производит это совершенно другое впечатление. Сколько там реально было народу — знают, наверное, только сами организаторы. Лично я прикинуть и сравнить не берусь.

С другой стороны — это все-таки не Comic Con. В смысле, не российский Comic Con, по масштабам и разнообразию, сравнивать с США вообще абсурдно. Для того есть весьма прозаичные и объективные причины в виде экономической ситуации в родной стране. Проводить такие мероприятия — всегда на пятьдесят процентов безумие, на пятьдесят процентов безрассудство. Как показал недавний опыт российского «Старкона», попасть на деньги организаторы могут не просто, а очень просто. На этом фоне разговоры на тему «орги на мне деньги зарабатывают!» неизменно забавляют. Они-то может и зарабатывают, но риски здесь такие, что собранные на фестиваль деньги безопаснее и надежнее вложить в МММ 2012. Понять, как все работает изнутри и позволяет хотя бы окупаться, я не могу, и, в принципе, не хочу — не за тем приехал.

Поскольку впечатлений и мыслей на тему фестиваля набралось много — далее распишу все по пунктам.

 

1. Про формат

 

Формат «Экспо» мне однозначно понравился. С одной стороны, сцена установлена не слишком удобно, стулья перед ней всегда были заняты, мест всем не хватает и народ, обессилев, падал прямо на пол. С другой — тебя никто не обязывает сидеть и смотреть сценическую программу. Можно без лишней неловкости в любой момент вставать и гулять по залу. Понятно, такой подход нравится далеко не всем косплеерам и подходит далеко не для всех выступлений. Например, я с сожалением пропустил значительную часть шикарного представления «японского театра». Однако причиной этому была скорее недостаточная информированность меня как зрителя. А все потому, что в зале не было информационных досок со списком выходов и номеров. Да и вообще разнообразных рекламных плакатов и украшений было очень мало. Особенно если сравнивать с уже упомянутой «Акихабарой». И если отсутствие бесплатной рекламы объяснительно, то свои информлистки орги все же должны печатать на больших, красивых ватманах.

FanExpo Одесса, косплей, Деревня Дураков
Своя атмосфера.

 

2. Про косплей

 

Одной из особенностей экспо-формата является то, что косплей здесь — все-таки не гвоздь программы, а просто один из элементов. Несмотря на это, увидеть в пестрой толпе крутые костюмы было очень даже возможно. Парилась в мобильной парилке массивного бронекостюма девушка, отважившаяся косплеить Warhammer 40 000. Скрипели шикарными доспехами персонажи из Diablo. Принимал боевые позы увешанный добротным крафтом Наруто. Кто не мог брать крафтом — поражал кричащими цветами, шуршали юбками многочисленные демонессы и оборотни (черный и красный цвет юбок, подтяжки и чулки нынче в тренде).

Аниме-фестивали Украины, 2007, 2017
Своей суровостью крафта косплей мог поспорить лишь с суровостью отыгрыша.

Никуда не делся и классический косплей, явившийся после ограбления дедушкиного шкафа: советские брюки-хакама, сверкающий черный габардин, священная синяя изолента — всё на месте. Всё как в старые-добрые. Отдельное спасибо организаторам за фотоконкурс «На косплей денег нет». Жаль, отбор и награждение этой номинации не проходили на самом фестивале.

Среди косплееров попадались попрошайки-аноны с бумажными пакетами на головах, и с кружками в руках, полными мелочи. Так и не понял, сами они туда ее присунули для видимости успеха, или кто-то все же сжалился над ветеранами Легиона.

FanExpo Одесса 2017, косплей.
Перед жюри стояла нелегкая и ответственная задача: помимо славы и почета, победители получили солидные призы.

В целом косплей, несмотря на адское пекло, удался. Хотя в нем, как и во многом другом, проглядывается законсервированный уровень 2013 года. К серьезным техническим решениям типа настоящих мини-меха наш фэндом пока не продвинулся.

 

3. Про организацию

 

Организаторы отработали отлично. Несмотря на длину очереди, обилечивание и окольцевание браслетами шло быстро и без запинок. В зале свирепствовал тоталитарный контроль. Стоило мне в любимой позе хиккана засунуть запястья в подмышки — тут же появлялся волонтер с требованием предъявить яркий браслет. Неизвестно, что делали с теми, кто выполнить эту просьбу не мог — судя по отсутствию скандалов: либо уводили в застенки тихо, либо нарушителей не было вовсе. Так или иначе, тотальный контроль на входе сказался, очередь оказалась оправданной. Поверьте моему опыту, ничто так не портит фестиваль, как пара затесавшихся в зал случайных гопников. Цена билета это не только недостаток, это еще и входной барьер, который отделяет заинтересованных людей от праздношатающихся.

Конечно, не обошлось без стандартных проколов в организации типа перепутанного дефиле, неправильно запущенного звука и прочих технических накладок. Но в целом чего-то критичного с точки зрения зрителя мной замечено не было.

 

4. Про зрителей

 

Сравнительно с 2012 годом (последний год, когда я активно ездил по фестивалям) произошло очень серьезное изменение: средний возраст зрителей изменился с 20 лет до 16 лет. Люди моего возраста в большинстве своем либо организаторы, либо глубоко с организацией связаны. Это правильно и хорошо, как бы обилие молодежи не раздражало любителей теплой, ламповой старофестивальной магмы. К сожалению, в этом году такой возрастной состав все-таки вышел боком: денег у нынешних подростков ровно столько, сколько им готовы выделить на культурный отдых щедрые родители. В нынешних реалиях это в 99% случаях равняется цене билета. Смотреть на страдания юношей и девушек, не способных приобрести сувениры, было больно. Пришло запоздалое осознание, что, несмотря на ужасы доинтернетовской эпохи, мы в их возрасте гугляли на широкую ногу.

К счастью для организаторов, вокруг Морвокзала не произрастают дремучие джунгли, коими славилась «Акихабара», поэтому уединиться молодежи было негде. Все проходило чинно и мирно, с дикими воплями в море никто не падал. Со смесью стыда и ностальгии вспоминал, что отдыхали мы на первых фестивалях тоже иначе. Несколько покоробило разве что наличие внутри самого помещения зрителей с пестрыми лозунгами типа «все учителя — пи*оры».

Никогда так не делайте. Просто. Никогда. Так. Не. Делайте.

Одна неосторожная фраза кинокритика Бориса Иванова, сказанная на всю страну про резиновую куклу, в свое время стоила российскому фэндому потери остатков адекватности в глазах цивилов. А это значит — меньше шансов для оргов получить лучшее помещение или одобрение городских властей. Помните об этом, перед тем как публично шалить. Для этого есть специализированные фестивали, куда прессу не приглашают.

 

5. Про видеоигры

 

Аниме-фестивали Украины, 2007, 2017
Возраст консолей иногда превосходил возраст игроков. Временами, превосходил на целое поколение.

Богато по меркам наших палестин была представлена зона виртуальных развлечений. Целые грядки консолей PS4 работали на полную мощность, прогревая воздух и вызывая приступы вожделения у собравшихся школьников. На экранах чередой шли фаталити из последнего «Мортал Комбата» — публика была довольна. За углом желающие познавали виртуальную реальность с помощью шлемов и специальных манипуляторов.

Куда больше меня лично заинтересовали жужжащие особняком ретро-консоли: легендарные «денди» (или «лифа»?), Сега типа мега-драйв, непонятная поросли младой «Атари» (к сожалению, современная инкарнация), классическая ЗЫ1 и ее аналог для состоятельных парней конца 90-х — Nintendo 64 (в лучших традициях «Кинамании» из-за регионального конфликта телевизор-консоль все цвета пропали). На закусь были некогда недоступные SNES и 3DO. Если сверхдорогая 3DO нынче не радует ничем, то при виде «Super Mario World» был приятно поражен: на телевизоре той эпохи выглядит и звучит в разы лучше, чем на людям эмуляторе. Рейтрогеймить нужно только так.

Особняком стояли компьютеры, на которых отечественные разработчики показывали свои проекты. Проект Astro Lords: Oort Cloud приятно удивлял богатым, взрослым стендом. Народ охотно играл, вдумчиво покоряя галактику. Пишут, что игра позволяет выводить деньги. Лишних денег у меня нет, поэтому заводить и выводить куда-то нечего. Поэтому астероиды лично мной остались не востребованы. Не уступали «Лордам» и другие, совсем уж инди-проекты: мрачный платформер Deep Ones брал за самую душу стилизацией под милую с детства графику ZX Spectrum; психоделический PUSS! прекрасно заменял визит к невропатологу, если смогли выдержать хотя бы пять минут этого кошачьего чистилища — поздравляю, вы не эпилептик (лично я не рискнул).

Обе игры порадовали вдумчивым подходом к оформлению стендов.

 

6. Про другие стенды

 

Остальная часть зала в основном была представлена разнообразными магазинами. Магазины становятся богаче, цены — вроде бы чуть адекватнее, наценка не безумная. Впрочем, в наше время с большой наценкой ничего и не продашь. Там же стояла шикарная выставка коллекционных и крафтовых фигурок. Был удивлен, что люди не побоялись выставить на всеобщее обозрение без ограждения и стекла такие шедевры.

FanExpo Одесса 2017, премиумные фигурки.
Фигурки с выставки выглядели на все деньги. Безумные деньги.

Особняком стоял стенд будущего фильма «Урок магии». Его же трейлер показали на фестивале. Те, кто в наших условиях делает фильм без поддержки государства или иного могучего спонсора — безоговорочно молодцы. К сожалению, не будучи знатоком кино с мировым именем, судить о перспективах картины не берусь. Градацию любительских и полулюбительских фильмов чувствует только спец.

Несколько покорбило, что не было стенда или присутствия местных реконструкторов и другой подобной братии. Одесса — большой город. Уверен, там есть много разнообразных клубов по интересам, много писателей, музыкантов, творческих людей. Уверен, многих приглашали. Почему не пришли и кто виноват? Не берусь судить, но зная наш народ, подозреваю, что многих коробит объединяться под чужой крышей. У нас всегда все гетманы, ни одного казака. Мне тоже нравиться читать свои лекции перед большим залом, как это было на донецком Nihon Taisai в 2012-2013 годах. Мне вообще много чего нравится, но это не повод отклонять щедрое приглашение. В минуты сурового кризиса выжить и развиваться фэндом может лишь сплотившись.

FanExpo Одесса 2017, Зловещие мертвецы.
Кроме премиумных покупных фигурок на фестивале можно было увидеть и шедевры, созданные руками энтузиастов.

Уже который год не могу понять куда смотрят наши издательства и писатели. Ежегодно у нас проходят шикарные конвенты с тысячами зрителей, мэтры отечественной фантастики и фэнтези на них ехать откровенно жлобятся. Платить за рекламу? Разве это видано для властителей душ! Вместо этого писатели собираются на какие-то закрытые конвенты (что мешает делать тоже самое на одном из общефэндомных?), чтобы поручькаться друг с другом, напиться и выдать премии, криво слепленные из фольги. На этом празднике жизни не хватает только одного — читателей. Фэндом без отечественной литературы проживет, а вот обратный процесс, судя по писательскому вою на тему «никто не покупает, пираты виноваты», выходит крайне скверно.

Впрочем, я вопию в пустыне.

 

7. Про рестлинг

 

Одной из фишек FanExpo является чемпионат по рестлингу. Рестлинг, если кто не знает, это режиссированная сценическая борьба, где есть место акробатике, силовыми приемами, взаимодействию со зрителем и даже сюжету. С этой целью прямо в зале был сооружен полноценный ринг с крепкими металлическим подмостками и упругими канатами. Выглядело все очень и очень солидно.

FanExpo Одесса 2017, рестлинг.
Относительно мирные сцены из рестлинга.

К рестлингу можете относиться, как хотите (для меня — формат театральной постановки не хуже других), но физическая форма участников объективно вызывают восторг и зависть. Рестлеры залихватски хватали друг друга за всякое и швыряли об ринг. Иногда швыряли вне ринга, вызывая вопли ужаса и восторга у зрителей. Показанные трюки не уступали тому, что я видел в детстве по телевизору. Не хватало только классики вроде избиения специально обученной бабушки-зрительницы бутафорским стулом. Но это было бы уже совсем кощунством, к которому наш мирный народ пока не готов.

Дополнительную пикантность происходящему добавлял тот факт, что альфа-врестлер и чемпион с модными сценическим именем Pepsі Kolya был здорово и в хорошем смысле похож на Анакина Скайвокера из «Мести ситхов». Так же как упомянутый Анакин — беззастенчиво побил женщину. Равноправие полов наконец-то рядом.

 

8. Про лекции и мастер-классы

 

Приехал я на фестиваль не с пустыми руками, а с двумя лекциями («Заблуждения о Японии», «Жанр классических японских ужасов»). Помимо этого с интересом ознакомился и с тем, что вещали в лекционном зале другие. Услышанное мне понравилось, было видно — выступающие готовились серьезно. У всех были слайды, подготовленный план выступления, разнообразные демонстрационные материалы. К сожалению, не попал на лекцию про магических существ. Надеюсь, запись все-таки будет.

Когда начал вещать сам — с ужасом осознал, что за прошедшие годы меня накрыла профессиональная девиация. Развлекательные по своей сути лекции я зачем-то превратил в целый научный доклад с кучей цифр и макроэкономических показателей. Многие зрители сидели слегка офоранев от услышанного — шли на фестиваль они явно не за этим. Спасибо, хоть не начали массово уходить, чего я, по правде говоря, опасался. Свои ошибки учту, в следующий раз буду делать доступнее, проще и веселее.

Ребятам, которые слушали и задавали вопросы — большое спасибо. Зал был маленьким, но плотно забитым. Вентилятор не справлялся. Впрочем, кондиционеры в большом зале тоже не справлялись. Люди радовались вопреки жаре и духоте. Выйти сухим из «Экспо» возможно разве что в фантастической рекламе дезодоранта.

 

9. Про еду

 

Отдельным недостатком стало отсутствие нормального общепита.

Географическое положение «Экспо» было не только плюсом: вокруг Морвокзала ларьков не было (в Одессе их вообще мало), до ближайшего торгового центра необходимо было совершать пробежку по Потемкинской лестнице. Потемкинская лестница в два с половиной раза длиннее, чем всемирно известная лестница перед Музеем искусств Филадельфии. Бегай Рокки за пивом и минералкой на FanExpo — у Аполло Крида не осталось бы шансов на сиквел.

На многих фестивалях, в первую очередь на уже неоднократно упомянутой «Акибе», еду продают сами организаторы или специально допущенные люди. Судя по всему, аренда такого помещения как Морвокзал накладывает ограничения: подзаработать еще и на пирожках здесь просто так не дадут.

При этом буфет на самом Морвокзале дорогой, особенно в силу состава представленных блюд. Жареная картошка «по-домашнему» шла по цене не самых дешевых ресторанных суши-роллов. Воду продавали по цене разливного пива. Организаторы честно предупредили о подобном, поэтому многие участники принесли еду с собой. Нынешняя молодежь не слишком запаслива, поэтому настоящую поляну с убиенным курятником и пыльными бутылями консервации никто не накрыл. Однако рекомендую оргам быть осторожнее, разрешая такие вещи. В следующий раз поляну вполне могут накрыть. Возможно, это сделаю даже я.

 

10. Общие выводы

 

Удался ли фестиваль? Это очень комплексный вопрос. Те, кто впервые посетил такое мероприятие – останутся в полном восторге. Ветераны, которые помнят фестивали Sibo Akari в 2008 году и Nihon Taisai в 2013 году, испытают более богатую и смешанную гамму чувств. Потому что прекрасно понимают — увиденное, это не только огромный пройденный путь от школьной сцены до шикарного выставочного зала. На самом деле это только начало. Начало серьезных мероприятий с большим помещением, профессиональной командой организаторов и волонтеров, официальными стендами компаний и их представителями. Начало, которое в наших реалиях растянулось уже на 4-ый год и рискует растянуться в бесконечность.

Как Хан Соло в плите карбонита, отечественный фэндом замер в ожидании. Он ждет своего освобождения от оков бюджетных ограничений, чтобы пойти вразнос и показать, какого уровня можно достичь даже при малой части тех ресурсов, что доступны заокеанским коллегам.

Наступит ли это время? Вопрос открытый, и, к сожалению, зависящий вовсе не от организаторов. Сейчас стоит просто сказать большое спасибо тем, кто, несмотря на все трудности, продолжает поддерживать жизнь в этой застывшей плите. И помогать им одновременно продолжать методично дробить ее, чтобы освободить спящего гиганта.