Кокпит (1993)

Кокпит (1993)

Minor spoilers!

Аниме про Вторую Мировую — довольно редкое и всегда интересное явление. Трактовка событий 1941–1945 годов до сих пор остается в Японии темой бурных дискуссий, а любые попытки представить ее в искусстве вызывают пристальное внимание соседних стран, которые от Японии в военные годы настрадались, почти как Восточная Европа от Гитлера. Собственно, меньше всего японские произведения на военную тематику волнуют как раз США, поэтому овашка ‘Cockpit’ издавалась на американском рынке в формате VHS и была дублирована на английский. Именно в таком виде ее очень часто можно встретить на разных торрент-хранилищах.

‘Cockpit’ — это экранизация нескольких глав из манги Лэйдзи Мацумото ‘Battlefield’ («Поле боя»). Само слово «кокпит» переводится как «кабина» и относится к устройству самолетов, хотя может означать также кабину спортивного болида (в аниме это обыграно). Как нетрудно догадаться, в овашке очень много военных самолетов и воздушных боев, любители ‘War Thunder’ смогут вдоволь полюбоваться на своих любимцев «Сиденов», «Спитфаеров» и «Мессершмиттов».

OVA была выпущена в 1993 году и представляет собой антологию из трех самостоятельных короткометражных фильмов за авторством режиссеров Ёсиаки Кавадзири, Рёске Такахаши и Такаси Иманиси. Все трое, опытные мастера своего дела с десятками известных проектов от «Аниматрицы» до «Гандамов» (смотрите их фильмографии, перечислять можно долго). Сочетание «легендарный мангака + необычная тема + опытные режиссеры» дало предсказуемо любопытный результат. Итак, о чем нам захотели поведать мастера аниме-индустрии в этот раз?

 

Эпизод первый: «Подъемная сила», Slipstream

 

Кокпит, подъемная сила.

Начинается «Кокпит» вдали от Великой Восточно-азиатской войны, в небесах сражений Западного фронта. Немецкий летчик-истребитель Эрхард фон Райндарс потерпел поражение в воздушном бою с английскими ВВС, не сумел спасти самолет и выпрыгнул с парашютом. Его посчитали трусом, но при этом тут же дали важнейшее задание: сопровождать трофейный бомбардировщик В-17 со сверхсекретным грузом.

Помимо экипажа В-17 в тайной операции участвуют ученый-физик и его дочь-помощница, которая по иронии судьбы оказывается давней любовью Эрхарда. Нетрудно догадаться, что В-17 призван доставить в Англию первую в мире немецкую атомную бомбу. Красавица-дочь убеждает капитана Херлока возлюбленного не защищать адский груз и позволить врагам уничтожить бомбовоз, потому что сбросить атомную бомбу на мирную цель — худшее преступление в истории, и нет ему прощения (я, кстати, целиком согласен). Словом, предсказуемая вагнеровская драма, полная нацистского гламура в мундирах с неизбежными страданиями героя на тему «тварь ли я дрожащая, или служу Рейху?». В финале Эрхард делает правильный выбор, и «Спитфаер» сбивает В-17. Возлюбленная героя гибнет в огне падающего самолета, бомба не взорвалась, ход войны изменить не удалось.

Вот так японцы показывают доверчивому зрителю, что даже нацисты человечнее американцев.

Кокпит, нацисты
— Херлок, как ты вообще мог стать нацистом?!
— Прости, Эмеральдас, но у них самая стильная униформа и красивые награды.

 

Эпизод второй: Штурмовой отряд «Гром», Sonic Boom Squadron

 

Вторая часть овашки представляет куда больший интерес. Речь в ней идет про камикадзе, причем не просто про идущих на таран «Зеро», а про пилота управляемой крылатой бомбы «Ока». Такие самолеты-снаряды японцы пытались применить в последние два года войны и поэтично назвали их «лепестки сакуры». Эффективность «Ока» была низкой, потому что большую часть бомбардировщиков-носителей сбивали еще на подходе к цели американские истребители. Собственно, серия с этого и начинается — чудом выжив после провала задания (выпал из горящего бомбардировщика, так и не запустив свою «Ока»), пилот-камикадзе Ногами возвращается на базу и ждет следующего вылета. Там он знакомится с экипажем нового бомбардировщика и живущей неподалеку девушкой, с которой ведет задушевные беседы о своих несостоявшихся скромных планах на жизнь: изобрести ракету-носитель, выйти в открытый космос, высадиться на Луну (а по дороге домой открыть лекарство от рака, судя по всему). Постоянно напоминается, что реактивные ракеты на самом деле хорошие и призваны помогать людям, а не убивать, да вот только мирного применения у программы управляемых ракет «Ока» никогда не было, и их вклад в науку нулевой.

Сразу бросается в глаза интереснейший момент. Все японские камикадзе и пилоты истребителей нарисованы детализировано, как красивые и мужественные люди с волевыми лицами и выразительными глазами. Солдаты и техники, напротив, сплошь обезьяны, карлики и кривляющиеся мангашные морды. Так беззастенчиво подчеркивается: только лучшие из лучших, сверхчеловеки и полубоги добровольно отдают жизнь за Императора, и лишь им положено место в кокпите «Ока» или мега-самолета «Сиден-кай».

Кокпит, камикадзе
Хватит ныть, ты не получишь царскую рисовку и мужественные шрамы. Ты сам сделал свой выбор, когда отказался стать пилотом-камикадзе!

Вдоволь наговорившись о ранней смерти и красоте самопожертвования, герои вылетают на задание, подвергаются атаке со всех сторон превосходящих сил противника (так оно исторически и было), совершают чудеса героизма, и в финальной сцене Ногами запускает свою «Ока» прямо в американский корабль.

Имперский пафос самопожертвования бьет через край. Я не против героики камикадзе, но здесь примитивная пропаганда настолько очевидна и прозрачна, что не вызывает иных эмоций, кроме любопытства. Всегда забавно читать комментарии наших зрителей на этот счет, в особенности если те же самые люди, умиляющиеся подвигам камикадзе, в соседней теме хают глупость командования Красной Армии и сокрушаются над судьбой «погнанных на убой» ребят.

Вот она — сила пропаганды с помощью аниме и манги!

Кокпит, камикадзе
В этой сцене крайне не хватает бегущей строки: «данное аниме спонсировано министерством образования Японии и настоятельно рекомендовано к просмотру школьниками младших классов».

 

Эпизод третий: «Стальной драгун», Knight of the Iron Dragon

 

На мой взгляд, лучший эпизод овашки. Он не про мужественных пилотов, а про простых японских солдат, тех самых, на кого усилий при рисовании пожалели, и которые на людей похожи весьма отдаленно (впрочем, будем справедливы, в «Галактическом экспрессе 999» Лэйдзи Мацумото так половина персонажей выглядит).

Как положено простым японским солдатам, персонажи эпизода выполняют задание неадекватного командования, бесцельно защищая безымянный остров и безнадежно пытаясь остановить бесповоротное наступление флота США. В отличие от предыдущих двух серий, где экран телевизора от уровня пафоса буквально трескался, в этом эпизоде есть место юмору и интересным диалогам. «Кокпит» здесь — именно кабина гоночного болида либо коляска в армейском мотоцикле. Либо и то, и другое. Вся серия посвящена отношениям бывшего гонщика и его железного коня, основной смысл: гонку нужно до конца осилить, даже если это бессмысленно.

Мораль вполне в духе Великой Восточно-азиатской войны.

Кокпит, стальной драгун.
Два самых симпатичных и живых персонажа «Кокпита». Простые люди всегда выгодно выделяются на фоне гламурных нацистов и безупречных героев-смертников.

 

Выводы:

 

Как и ожидалось, овашка любопытная и просмотра заслуживает, но эмоциональные комментарии наших анимешников про «великое аниме, о великой войне» мне лично совсем непонятны. Между сериями режиссеры эпизодов дают интервью и рассказывают про работу над проектом, все сознаются, что война и самолеты им интересны куда меньше, чем творчество Лэйдзи Мацумото как таковое. Это не «Босоногий Ген» и не «Могила светлячков» ни разу, разбирать особенно нечего, хотя как пример японского милитаризма в аниме «Кокпит» заслуживает отдельного упоминания.

Плюсы произведения
 
Анимационных фильмов про Вторую Мировую не так много, и большинство из них посвящены страданиям простых японцев. В «Кокпите» есть и воздушные бои, и немало японского милитаризма (обсуждаются такие непростые темы как судьба пилотов камикадзе), и даже юмористические эпизоды. Военная техника прорисована с большой любовью и мастерством.
 
Недостатки произведенияВсе три короткометражных фильма связаны одной-единственной идеей: на войне нет победителей. Индивидуальные истории персонажей заканчиваются слишком быстро, чтобы заинтересовать и вовлечь зрителя. Интересные диалоги есть только в третьем фильме («Стальной драгун»).

Моя оценка:

 

5 из 5